Потерянные святыни: ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ В ПАШКОВЕ-МАУРИНЕ

Потерянные святыни: ВВЕДЕНСКИЙ ХРАМ В ПАШКОВЕ-МАУРИНЕ

Введенская церковь в Пашкове.1775. Фото 1910-х гг. НИОР РГБ(Публикуется впервые)
Введенская церковь в Пашкове.1775. Фото 1910-х гг. НИОР РГБ(Публикуется впервые)

Великая Отечественная не только ломала судьбы и забирала жизни людей. Война нещадно меняла лицо всей нашей земли: в руины обращалось материальное воплощение русской истории. Были уничтожены многие нарские храмы. Среди горьких утрат – церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм в селе Пашково.

Недавно в отделе рукописей РГБ нам удалось найти уникальную фотографию Введенского храма. Это единственное сохранившееся изображение церкви, построенной в Пашкове князьями Щербатовыми в XVIII веке.

Храм стоял в селе рядом с трактом, на высоком берегу реки Таруса. Напротив Пашкова, на низком левом берегу, находится деревня Маурино. В церковных хронике и метриках названия этих поселений часто объединяют: «село Пашково – Маурино тож». Поэтому церковь часто называют «мауринской». Со временем Пашково обезлюдело, но вокруг храма продолжал расти погост. Здесь хоронили крестьян из деревень Литвиновского имения.

В XVI веке Пашково было родовой вотчиной дворян Волынских – представителей первостепенной московской знати. Стоявшая здесь церковь была освящена в честь Архангела Михаила. Этот деревянный храм разделил судьбу многих русских святынь начала XVII века: его уничтожили в Смутное время. 

Согласно документам 1620-х годов, после Смуты обширное Пашковское имение Волынских превратилось в пустошь. Владельцами этой вотчины были Артемий Степанович и его дядя Пётр Васильевич. Артемий – сын Степана Ивановича, царского посла в Англию и первого судьи Холопьего приказа. Как и отец, Артемий служил стольником при патриархе и государе. Умер в 1684 году, и был похоронен в Кремле «в Чудовом монастыре; его отпевал сам Патриарх». 

Второй хозяин села, стольник Пётр Васильевич Волынский-Щепин, был воеводой в Царёво-Кокшайске, Яранске, Мангазее, Вологде и Устюге Великом. «Исполнял разные придворные должности, и не редко обедал у Государя». Его подпись стоит под актом об избрании Бориса Годунова на Царство. 

Однако в течение XVII века нового храма в Пашкове так и не построили. В 1640-х годах «церковную землю архангела Михаила на речке на Тарусе» Иван Волынский, сын Петра Васильевича, сдавал в аренду мауринским крестьянам «за шесть денег». 

К началу XVIII столетия Пашково перешло в руки князя Григория Фёдоровича Долгорукого (1657-1723), посла в Польше и сенатора. По его «челобитью» указом государя было разрешено возвести в селе новый храм. Антиминс во Введенскую церковь выдали 19 февраля 1701г. 

После смерти Г.Ф. Долгорукова Пашково унаследовал его старший сын Алексей (+1734), воспитатель наследника престола, влиятельный член Верховного тайного совета и несостоявшийся тесть императора Петра II. В феврале 1726г. Алексей Григорьевич продал Пашковское имение князю Алексею Щербатову, хозяину соседнего Литвинова. 

Спустя несколько десятилетий сын князя Щербатова Григорий (1735-1810) женится на родной внучке А.Г. Долгорукова – на княжне Анастасии Николаевне (1750-1810). Именно этой княжеской чете было суждено построить в Пашкове последний храм. Он украшал нарскую землю 165 лет. 

Каменную церковь «в виде корабля» возвели в 1775 году. Кирпич использовали местный, из экономии князей Щербатовых. Храм украсили карнизами и колоннами, которые «на вершок или два выдавались по углам». Второй восьмигранный ярус церкви выполнили из дерева и «обшили тёсом без всяких резных украшений». Над железной кровлей на глухом фонаре установили «пирамидальную круглую» главку. Её венчал резной металлический крест «на полулунии». Решетки в окнах церкви оформили «наподобие якорей». В храм вели три двери, однако настоящей паперти здесь не было: устроили «навес от церкви на четырёх деревянных колоннах, где повешены небольшие колокола». 

В 1820г. ввиду «бедности и малоприходности» Введенский храм приписали к литвиновской церкви Успения. А спустя сорок лет «по усердию» княгини Софьи Степановны Щербатовой, фабриканта Н.П. Тихомирова и других жертвователей церковный иконостас в Пашкове заменили новым четырехъярусным. Позолоченная алтарная преграда была «нового устройства»: с колоннами, двустворчатыми резными Царскими вратами, над которыми витал резной позолоченный ангел с венком.  

В XIX веке знаковыми событиями для прихожан стали посещения Введенского храма Московскими иерархами. Пашково посещали митрополит Филарет Дроздов (причислен к лику святых в 1994г.) и его приемник митрополит Иннокентий Вениаминов (он прославлен как апостол Сибири и Америки в 1977г.).  

После Революции 1917 года, во времена жестоких гонений на Церковь, небольшой Введенский храм стал настоящим оплотом веры. Большие храмы в соседних Литвинове, Любанове и Таширове закрыли. Верующие из бывших многолюдных  приходов могли найти поддержку и утешение только здесь, в Пашкове-Маурине. 

Начиная с 1935г., после закрытия литвиновской церкви, регулярные богослужения в храме Введения совершал отец Алексий Красновский. Осенью 1937 года его арестовали по ложному доносу, и приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Однако в лагере против священника сфабриковали новое уголовное дело. Отца Алексия расстреляли 11 августа 1938 года. Местом его упокоения стала общая безвестная могила. В XXI веке мауринский настоятель был причислен к лику святых новомучеников.

История церкви Введения Пресвятой Богородицы в Пашкове завершилась с немецкой оккупацией. Михаил Ильин, фиксируя в 1943г. преступления нацистов в Наро-Фоминском районе, записал: Введенская церковь, «взорвана немцами при отступлении. Груда щебня и кирпича осталась на её месте. Разрушение этого храма совершенно непонятно, так как кладбище расположено в лесу и военно-стратегическим пунктом не являлось. Рядом расположенные дома слободки остались целы. Это свидетельствует о планомерном разрушении памятников архитектуры, проводившемся в этом районе»…

25 июля 2020г. на месте утраченной святыни впервые за много десятилетий был проведён молебен. По инициативе Щербатовского исторического общества его совершил отец Николай Студеникин, настоятель храма Преображения в Слепушкине. К этому дню стараниями членов общества была написана икона святых новомучеников Алексия Красновского и Магдалины Забелиной. Этот образ будет постоянно пребывать в Преображенском храме деревни Слепушкино.  

Геннадий Подбородников, 

председатель Щербатовского Нарского 

исторического общества