Потерянные святыни: ВВЕДЕНСКИЕ ХРАМЫ В КОТОВЕ

Потерянные святыни: ВВЕДЕНСКИЕ ХРАМЫ В КОТОВЕ

Каменная Введенская церковь (1904-1906) и деревянный Введенский храм (XVI век) в Котове.  1916. ИИМК (Публикуется впервые)
Каменная Введенская церковь (1904-1906) и деревянный Введенский храм (XVI век) в Котове. 1916. ИИМК (Публикуется впервые)

Изучая архивные дела, каждый раз поражаешься, насколько прекрасна была наша Нарская земля.

И одновременно содрогаешься от осознания того, насколько целенаправленно безбожная власть разрушала связь человека с Богом, уничтожая храмы…

Сегодня даже представить сложно, что рядом с Наро-Фоминском, в крохотном Котове, до Революции  1917г. стояли два удивительных Введенских храма.

Первый – уникальный свидетель «старины глубокой», второй – яркий, чуть ли не сказочный памятник, возведённый в самом начале прошлого века в неорусском стиле. К счастью, нам удалось найти изображения этих церквей (ныне они хранятся в Петербурге). Котово – одно из древнейших нарских сёл. Когда-то оно было частью Боровской земли.

Во времена Ивана Грозного село принадлежало Щелкаловым, влиятельным думским дьякам, познавшим власть, славу и горечь падения. Они-то и подарили «село Котово с деревнями и пустошами» Пафнутьево-Боровской обители. Монастырь был одним из самых богатых вотчинников Московской Руси, а его игумены пользовались большим влиянием. В материалах дозора 1613г. говорится, что в Котове стоял деревянный «храм во имя Введения Пречистыя Богородицы, а в пределе Николы Чудотворца да Иоанна Богослова». Уже в то время церковь была «ветхой». Храм «запустел от разорения» в годы польско-литовской интервенции. Тогда многие церкви в окрестностях были уничтожены вообще. Во время переписи, проводившейся в 1628-1629 гг., храм указан «без пения», а дворы причта – пустыми. К середине столетия церковь в Котове исчезла. В документах упоминаются сельцо без храма да церковная земля. Лишь в 1694г. крестьяне под руководством Венедикта Афанасьева возвели здесь новый деревянный храм. 17 октября «поп Емельян Васильев», ставший настоятелем церкви, получил антиминс. В 1705г. к Введенскому приходу относились «деревни Башкино, Мальково и Рождествено, что была пустошь, 58 дворов крестьян, в них 227 человек» мужских душ. Однако церковь эта простояла недолго: 8 апреля 1719г., в канун празднования Пасхи, ужасный пожар уничтожил здание, «св. иконы, и антиминс, и книги – всё погорело ж без остатку».

Как раз в те годы в селе Слепушкино (оно принадлежало кремлёвскому Чудову монастырю) построили новый Преображенский храм. Старая церковь стояла пустой, и «приходские люди» согласились отдать её «на погорелое место» в Котово. Патриарший Казённый приказ утвердил прошение отца Емельяна, и позволил перенести храм. Вот так древняя слепушкинская церковь, построенная в начале XVIвека, оказалась на новом месте. Как и все прежние храмы в Котове, церковь освятили в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм. Одноэтажная деревянная церковь «в виде корабля» имела шатровую двускатную крышу. Глухой фонарь венчала «глава маковицей». Иконостас с простыми колоннами был трехъярусным. На шестигранной колокольне размещались пять колоколов. Размеры храма составляли в длину – 20,6, в ширину – 4,5, а  в высоту – 15 метров.

Крестьянам Котовского имения пришлось пройти через суровые испытания в 1812г. Французские оккупанты уничтожили 95 дворов из 175. Конечно, значительно пострадал и разграбленный врагами храм. Сразу после освобождения села церковь капитально обновили и освятили вновь. В 1836г. крыша храма была ещё крыта тёсом, однако со временем её заменили железной. Стены отштукатурили и расписали «посредственною живописью» в середине XIXвека. В 1887 году котовских прихожан приписали к большому новому храму в соседнем Малькове. Однако спустя десять лет приход восстановили. В начале ХХ в. здесь числилось 838 прихожан из Котова и деревень Елагино и Казьминки. В несуществующей ныне Казьминке стояла часовня (1880).

Абсолютной неожиданностью для прихожан стало желание знаменитого о. Варнавы (в миру Василия Меркулова), иеромонаха Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, возвести в селе новый храм из камня. Для самого старца данный шаг не был спонтанным. На погосте в Котове покоился прах его отца. Ещё ребёнком Василий оказался в этих краях: в 1840г. его родителей, крепостных крестьян, продали в Нару-Фоминскую. Вскоре помещик  Д.П. Скуратов перепродал семью Меркуловых князьям Щербатовым. К счастью, княгиня Софья Степановна очень благосклонно отнеслась к духовным исканиям Василия, и в 1856г. подписала юноше отпускную грамоту. Став свободным, молодой человек принял постриг и посвятил жизнь неустанному служению Богу. Отец Варнава прославился прозорливостью и даром исцеления. Стал старцем, отмеченным особой «духовной трезвостью». К нему стремились люди со всех концов России; он принимал до нескольких сотен человек в день. Среди его духовных детей преподобный Серафим Вырицкий, епископ Трифон (Туркестанов) и философ Константин Леонтьев. В 1905г. император Николай II посещал старца Варнаву, и получил его благословение. На средства преподобного в Котове возвели грандиозный пятиглавый храм с пятиярусной звонницей.

Строительство шло с 1904 по 1906 год. Длина храма составила 40,5 метров, ширина – 21, а высота – 17м. Каменное здание поставили всего в 70 сантиметрах от «слепушкинского» храма, так как старец Варнава хотел, чтобы захоронение его отца оказалось в пределах нового храма. Он планировал перенести старую церковь на другое место. После освящения каменного храма в старом службы уже не совершали. Однако Господь не попустил старцу завершить его замысел. Преподобный скончался 17 февраля 1906г. в алтаре Успенской домовой церкви в Сергиевом Посаде, прежде исповедовав более 400 человек. Спустя 90 лет Церковь причислила иеромонаха к лику святых.

После кончины старца возникли проблемы с завершением отделки интерьеров Введенского храма. Не была перенесена на другое место и деревянная церковь. У бедного прихода не хватало средств даже на отопление каменного храма. Тогда в 1912г. причт пожелал решить проблему кардинальным образом: продать древнюю церковь или пустить её на дрова – на отопление каменного храма. В начале века решение подобного вопроса находилось в компетенции не только церковных властей. Судьбой древнего слепушкинско-котовского храма озаботилась Императорская археологическая комиссия в Петербурге, возглавляемая графом Алексеем Бобринским. Церковь в Котове обследовал выдающийся русский архитектор и руководитель реставрационной комиссии ИАК Пётр Покрышкин. В 1916г. Комиссия пришла к выводу, что «эта церковь представляет большое историческое и археологическое значение, ибо существует около четырёхсот лет со своего построения <…> и хранит в себе редкостные по древности и письму иконы; на уничтожение ея Императорская Археологическая Комиссия не даёт своего согласия. Возможно лишь перенесение древней церкви на иное место, с тщательным сохранением ея существующего вида». Среди уникальных образов здесь были иконы новгородского письма начала XVIвека и фряжского письма XVII-XVIIIстолетий. Некоторые иконы перенесли в новый храм. Оказать помощь в переносе церкви на новое место выразили желание А.В. Константинов и Т.Т. Тарасов, почитатели старца Варнавы.

Однако все проекты были остановлены крушением империи. Очевидно, древнюю нарскую жемчужину уничтожили сразу же после Революции. Среди известных нам архивных документов упоминаний об этом храме после 1917г. нет. В 1920-х годах в Котове служил иеромонах Валентин Лукьянов, рукоположенный патриархом Тихоном. В 1937г. его арестовали и приговорили к десяти годам заключения. Он скончался в 1941г., отбывая наказание, и был похоронен в безвестной могиле в Новосибирской области. В начале нового тысячелетия о. Валентина прославили в лике святых. 11 февраля 1938г. Президиум Мособлисполкома постановил «церковь в с. Котово закрыть, а здание снести». Изумительный по красоте храм, который можно было использовать в самых разных целях, предпочли обратить в кирпич. И делалось это неспроста: уничтожение памятников духовно-культурного наследия ведет к обнищанию духа и утрате национальной самобытности. Человек, отказываясь от Бога и теряя историческую память, лишает себя не только достоинства, но и будущего…

Геннадий Подбородников,

председатель Щербатовского

Нарского исторического общества